сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф
сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф

Родительское собрание

ГБОУ УСКНШДС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание

Тема «  Кризис трех лет»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Сайфуллина Г.Г

 

 

 

 

Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Материалы: кукла, листы для записей, фломастеры,  звёзды с признаками Кризиса трёх лет, две остановки с надписями «Родитель» и «Ребёнок», компьютерная презентация «», памятка «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период», презентация со слайдами.

Ход

психолог: Добрый вечер уважаемые родители, мы очень рады видать вас. Сегодня мы приглашаем Вас к разговору о наших детях.  Вначале предлагаем вам поиграть. Постройтесь от одного до десяти

  • по росту (от самого маленького к самому высокому), 
  • по длине волос (от самых длинных до самых коротких),
  • по степени голода,
  • по степени усталости,
  • по степени занятости.

Видите, несмотря и на голод и усталость, и на большую занятость вы нашли время прийти и поговорить о наших детях, обсудить их возрастные проблемы.

 Какими они стали, что изменилось в их поведении, что стало проявляться у ребёнка  чаще?

Представьте, что кукла – это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают)

психолог обобщая: Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность говорить «Я сам!», более капризными, на пример часто не слушаются.

психолог: Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается                           в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка?

А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня.                           

 Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз? (Ответы родителей)

психолог (обобщает ответы родителей): Каприз – это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Каковы же причины возникновения капризов.              Как вы думаете? (Ответы родителей обобщить)

психолог А могут быть причинами:

  • Нарушение режима дня;
  • Смена обстановки;
  • Обилие новых впечатлений;
  • Плохое самочувствие;
  • Переутомление.

психолог: Итак, основными причинами капризов являются:

Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет». На звёздочках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из них те, которые характеризуют «Кризис трёх лет». (Родители вывешивают).

Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.

психолог: Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. Выберите из предложенных только семь признаков, которые характеризуют проявление кризиса.

МОЕ СООБЩЕНИЕ

Дополнительная информация:

 «Негативизм» (вывешиваю звезду) – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».

 «Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.

«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем что ему предлагают делать.

«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.

Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!».

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о «Протесте – бунте».

 В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.

«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».

«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Вывод: основными признаками  «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

 

психолог: Как же вы уважаемые родители строите своё взаимодействие с ребёнком, который переживает «Кризис 3-х лет»?

Поделитесь своими секретами. (Высказывания родителей )

психолог: Предлагаю вам отправиться в путешествие на нашем педагогическом автобусе. Возьмите себе билеты для проезда на автобусе. (Родители выбирают из двух цветных жетонов – билеты).

психолог: Разбейтесь на две команды в соответствии с цветом билета. (Родители делятся на две команды). На нашем пути будет две остановки «Родитель» и «Ребёнок». Вам необходимо подобрать на каждую букву слова, обозначающие качества и свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, и качества и свойства характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного взаимодействия с ребёнком. По сигналу вы перемещаетесь на следующую остановку и записываете слова на одну из букв слова, их может быть несколько. (Родители по сигналу перемещаются с остановки на остановку, подбирают слова).

психолог: собирает родителей возле себя: Какими качествами вы охарактеризовали ребёнка? (Родители перечисляют)

Р – раздражительный, резкий, разгневанный, и

 е – едкий и

 б – болезненный, баловник и

 ё – ёжик

н – непослушный, непоседливый, нервный и

о – обидчивый и

к – крикливый, капризный и т.д.

А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти негативные проявления? (Родители перечисляют)

Р – решительный, и

о – объективный,

д – думающий,

и – интересующийся, и.                                                                                                                                                  

 т – терпеливый, и

е – единый, и

ль – ласковый, любящий, и т.д. 

психолог: Какими качествами должен обладать родитель, чтоб бороться с … раздражительностью, с … обидчивостью, с … крикливостью?

(Родители выбирают из списка подходящие качества и обосновывают свой ответ).

психолог: Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться получить удовольствие от общения со своим ребёнком. Но иногда он демонстрирует трудно переносимое или непонятное поведение. Мы с вами уже проговорили несколько эффективных рецептов взаимодействия.

психолог Я предлагаю вам рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Ведущий раздаёт каждой группе по рецепту).

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять П_________,  добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

 

 

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепт).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие,  добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом

 

Дополнительная информация для педагога:

Смысл слов:

Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.

Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.

- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.

Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.

Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.

Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».

Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение сказать ребенку: «Нет»

Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

психолог ;А чего же хотят дети в кризисный период, мы узнаем из их послания. (Показ презентации «Послание родителям от ребёнка», Приложение 1). послание родителям от ребенка.

Как вы считаете, соответствуют эти рецепты ожиданиям наших детей?                      (Ответы родителей).

Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. (Ведущий раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период», Приложение 2). памятка.

 Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.

В заключении предлагаю вам собрать Чемодан в дорогу, куда вы положите всё то, что вы взяли на нашей встрече.

  • О чём задумались?
  • Что взволновало?
  • Какие вопросы возникли?
  • В чём утвердились?

                                    

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как помочь ребенку пережить кризис»

1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.

2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.

4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.

7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.

8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.

10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ УСКНШДС

 

 

 

 

 

 

 

Клуб

 

«МОЛОДОЙ РОДИТЕЛЬ»

 

 

 

 

Тема:

« Кризис 3-х лет"

 

 

 

                Подготовила

                                    педагог- психолог: Сайфуллина Г.Г.

                                

сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф
сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф