сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф
сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф

Использование игровых технологий

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ни для кого не секрет, что игра становится для детей формой организации жизни, она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость.

О психологических основах игр известные психологи и педагоги Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали, что основные положения определяют игру как личностное понятие, а не возрастное. Взрослый в игре пробует, переживает уже не использованные, а ребенок примеривает еще не использованные, не реализованные возможности. Это и делает игру средством социализации приобщения ребенка к миру взрослых. (1. с.138)

В игре ребенок, не замечая этого, обучается, существует одновременно в двух ипостасях (играющий ребенок и персонаж игры в соответствии с принятой на себя ролью) и констатирует «Образ себя» и «Образ мира» с двух соответствующих точек зрения. Именно это и определяет формирование психологических новообразований, являющихся основными для этапа детства: становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, формирование механизмов эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребенка-дошкольника и пространственно-временного смещения.(4, с.126)

Именно в результате игры происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию многообразных связей, того, что «все может быть всем». (1, с.138)

Игра – данный термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель, структура и т.д.) и онтогенез данной деятельности, характеризуя лишь различные виды детских игр, в основном через их группировку и классификацию.

В этой статье мною будет рассмотрены различные игровые технологии в разрезе влияния их на формирование познавательного и поведенческого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции (мотивом игры является «быть как взрослый» и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый-ребенок, взрослый-взрослый, ребенок-ребенок, ребенок-взрослый) в игровой и воображаемой ситуации. (4, с.126)

Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения и воспитания тем, что позволяет ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления и дает возможность прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».(4, с. 126)

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее, но в практической работе в специальном (коррекционном) учреждении с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отметила, что наряду с первичным заболеванием, все чаще встречаются дети с нарушением в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.

Для коррекции поведения ребенка, на практике, широко использую игротерапию в форме своеобразной терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и сверстниками.

Игровая терапия–это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. (3, с. 126)

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями.

С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного, но следует придерживать определенных принципов:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.

Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребёнка, а в смысле эмоциональной вовлеченности в неё.

Я целиком рядом с ребёнком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.

Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались.

Я должна быть терпеливой: чем меньше ждёшь результатов, тем быстрее они появится.

Я настроена на получение удовольствия от общения с ребёнком.

Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребёнком игры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей). (3,с. 126)

На коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ целесообразно использовать элементы игротерапии. Опыт подсказывает, что наиболее приемлемые виды игротерапии для дошкольников с ОВЗ – это:

Песочная терапия

Музыкотерапия

Глинотерапия

Сказкотерапия

Психогимнастика

Изотерапия

Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Глинотерапии, пластилинотерапии

Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии, пластилинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни.

Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние.

Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами психо-коррекционной работы с детьми.

Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение.

При выборе видов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того на сколько устойчивы показатели результативности воздействия на ребенка с ОВЗ именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается возможности детей с ОВЗ к поддержанию коммуникаций и взаимодействию в социуме. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, в улучшении психоэмоционального самочувствия положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения.

 

 

 

Литература

 

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.:ТЦ Сфера,2007. -208с. (Учебное пособие), С. 138.
  2.  Марухина О. Статья (младшая группа) по теме: Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Опубликовано 30.11.2013 - 22:34 – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/30/vliyanie-igrovoy-terapii-na-poznavatelnuyu-i-povedencheskuyu-sferu
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.:ТЦ Сфера. 2007. 510с. (Учебное пособие). С.126.
  4. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В.Пастюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 196[2] с.: ил. – (Высшее образование). С. 126.

 

 

 

 

сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф
сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф