сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф
сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф

Аналитический отчет

ГБОУ УСКНШДС

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет

о работе  педагога - психолога

Сайфуллиной Гульнары Гильмулловны

на 2014-2015 уч.год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учалы 2014-2015уч.год

1.Информационная справка об образовательном учреждении.

Количество детей в ГБОУ УСКНШДС  -  141 ребенок

Количество групп - 10 дошкольных групп,  3 класса

 

2.Информационная справка о психологической службе ГБОУ УСКНШДС

Стаж работы психолога: общий педагогический 24 г.,

 в должности педагога-психолога 16 лет,

в данном образовательном учреждении 14 лет,

категория высшая

3.Анализ выполнения поставленных на год задач деятельности педагога-психолога.

Задачи года  ГБОУ УСКНШДС:

1.Охрана и укрепление здоровья детей, приобщение к ценностям здорового образа через создание системы медицинского, педагогического и родительского взаимодействия.

2. Модернизация деятельности педагогического коллектива по организации игровой деятельности посредством освоения современных технологий и проектную деятельность.

3. Формирование устойчивого интереса к вербальному общению, речевой деятельности.

4.Приобщение к истокам и культуре родного края через обогащение содержания работы по региональному компоненту, поиск новых форм взаимо6непам действия с   социумом ( семей, общественных организаций)

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:

 

Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания и модернизации всех компонентов образовательного процесса.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.

2.Отслеживание адаптации вновь поступивших детей

3. Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.

4. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

 

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и  профилактическое (методическое).

Консультативное направление.

За прошедший период были проведены консультаций, как для родителей, так и для сотрудников ГБОУ УСКНШДС.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные, и уточняется запрос;

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; предлагались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.

В связи с тем, что основной контингент – это родители детей дошкольного и младшего школьного возраста  и педагоги ГБОУ УСКНШДС, большинство запросов были связаны с вопросами адаптации к условиям детского сада,  детско-родительских отношений, детских капризов,  нарушение норм поведения детей, оценка психического развития.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

прояснение и уточнение запроса;

сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений поведения;

диагностика нарушений поведения;

рекомендации родителям, и педагогам по вопросам воспитания и устранения нарушений;

Выводы:

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить многие необходимые задачи консультативной деятельности.  Всего было проведено 145 встреч, из  них  36 педагогов, 12 детей, 97родителей.

В дальнейшем необходимо уделять больше внимания на повышение активности взаимодействия педагогов и родителей.

Диагностическое направление.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование по методикам и рекомендациям:

Экспресс – диагностика в детском  саду (Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко);

Оценка развития познавательной деятельности ребенка (Диагностический материал.  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

Теория и практика оценки психического развития ребенка. ( Семаго Н.Я., Семаго М.М.-СПб.: Речь,2010.

Диагностика эмоционально - личностного развития дошкольников 3-7 лет (составитель Н.Д. Денисова –Волгоград: Учитель, 2013.);

Диагностика внимания, памяти мышления (Справочник дошкольного психолога/ Г. А. Широкова. – 6-е изд., 2010).

 Психодиагностика детей дошкольных в учреждениях (авт. – сост. Е.В.Доценко.- 2008.) и др. пособия.

Результаты диагностики детей   по ГБОУ УСКНШДС:

Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению

Количество детей в подготовительных группах  (по списку) _29детей

Результаты диагностики готовности  детей к школьному обучению группа

№11  (VIIвид)

 

Интеллектуальная готовность %

Волевая готовность (произвольное поведение)%

Личностная(мотивационная) готовность%

диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

0

25

75

8

42

50

0

25

75

Конец года

17

43

50

34

50

16

17

58

25

Динамика начало года

25

50

 

Динамика конец года

60

84

75

Индекс улучшения

35

34

50

Результаты диагностики готовности детей к школьному обучению группа

8  (Vвид)

 

Интеллектуальная готовность %

Волевая готовность (произвольное поведение)%

Личностная(мотивационная) готовность%

 Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

0

30

70

0

20

80

10

40

50

Конец года

30

50

20

30

50

20

60

20

20

Динамика начало года

30

20

50

Динамика конец года

80

80

80

Индекс улучшения

50

60

30

                     

Результаты диагностики готовности  детей к школьному обучению

группа №10 (VIвид)

 

Интеллектуальная готовность %

Волевая готовность (произвольное поведение)%

Личностная(мотивационная) готовность%

 Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

28

44

28

0

72

28

0

60

40

Конец года

72

14

14

72

28

0

80

20

 

Динамика начало года

72

72

60

Динамика конец года

86

100

100

Индекс улучшения

14

28

40

                     

Количество вновь поступивших детей в группы (по списку)  26  детей

№ п/п

Уровень адаптации

 

кол-во детей

%

Группа №3 ( всего поступило 6 ребенка)

 легкая

0

0

 

 средняя

5

83

 

 тяжелая

1

27

Группа №5   (всего поступило 2 детей)

 легкая

1

50

 

 средняя

0

0

 

 тяжелая

1

50

Группы №8, 9, 6 (всего поступило 8 реб.)

легкая

2

25

 

средняя

5

67

 

тяжелая

1

12

Группы №11,12 (всего поступило 10реб.)

легкая

4

40

 

средняя

2

20

 

тяжелая

4

40

 

 

 

 

 

         
 

У детей с прогнозом на тяжелую степень адаптации были выявлены следующие факторы дезадаптации: болезненная привязанность к матери, невротические привычки, повышенная возбудимость, боязливость.

Для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, была проведена групповая консультация на тему: «Степень адаптации детей к условиям детского сада», в ходе, которой были освещены поведенческие особенности детей, характерные для каждой степени адаптации к ДОУ, предложены оптимальные способы взаимодействия с детьми.

В течение года отслеживался мониторинг психологического развития детей на 2014-2015 уч.год.,   результаты предложены в диаграммах:

Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

 №3 (со сложными нарушениями в развитии)

Уровень

( чел.)

Начало года

Уровень(чел.)

Конец года

Высокий-  0ч.  

0%

Высокий-0ч.

0%

Средний- 0ч.

0%

Средний-1ч.

4%

Низкий-6ч.

100%

Низкий 5ч.

96%

Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

№ 5 (VI) вид

 

Уровень (чел.)

Начало года

Уровень( чел)

Конец года

Высокий  -   0ч

0%

Высокий  -   1ч

15%

Средний -3ч.

43%

Средний -4ч.

57%

Низкий-4ч.

57%

Низкий-2ч.

28%

 

 

Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

№ 6(V) вид

Уровень (чел.)

Начало года

Уровень ( чел)

Конец года

Высокий  -   4ч

30%

Высокий-10ч.

77%

Средний -7ч.

55%

Средний-3ч

23%

Низкий-2ч.

15%

Низкий-0ч.

0%

             Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

                                                  № 8(V) вид

 

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 0ч.

0%

Высокий-4ч.

28%

Средний-4ч.

33%

Средний-8ч.

57%

Низкий-8ч.

66%

Низкий-2ч.

15%

 

Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

№ 9(IV) вид

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 2ч.

15%

Высокий-6ч.

44%

Средний-7ч.

50%

Средний-7ч.

50%

Низкий-5ч.

35%

Низкий-1ч.

6%

 

 

Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

№ 10(IV) вид

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 2ч.

15%

Высокий-9ч.

70%

Средний-9ч.

77%

Средний-3ч.

23%

Низкий-2ч.

15%

Низкий-1ч.

7%

 

Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

№ 11 (VII) вид

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 0ч.

0%

Высокий-2ч.

10%

Средний-3ч.

25%

Средний-9ч.

40%

Низкий-9ч.

75%

Низкий-6ч.

50%

Анализ динамики развития познавательных процессов детей группы

№ 12 (VII) вид

 

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 0ч.

0%

Высокий-0ч.

0%

Средний-1ч.

8%

Средний-7ч.

54%

Низкий-12ч.

92%

Низкий-6ч.

46%

 

1А класс

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 0ч.

0%

Высокий-3ч.

25%

Средний-3ч.

25%

Средний-5ч.

41%

Низкий-9ч.

75%

Низкий-4ч.

44%

1Бкласс

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 0ч.

0%

Высокий-0ч.

0%

Средний-0ч.

0%

Средний-3ч.

37%

Низкий-8ч.

100%

Низкий-5ч.

63%

2 класс

Уровень развития (чел)

Начало года

Уровень развития

Конец года

Высокий- 0ч.

0%

Высокий-3ч.

33%

Средний-5ч.

55%

Средний-2ч.

22%

Низкий-4ч.

45%

Низкий-4ч.

45%

Результаты диагностики тревожности в 8 группе (V вида).

( тест тревожности.ТэммлР., Дорки М., Амен В.) продиагностировано 10 чел.

уровень тревожности: низкий  - 5чел., средний – 5чел.,высокий – 0 ч

Результаты диагностики тревожности в 9 группе (IV вида) средний возраст, продиагностировано 10чел.

уровень тревожности: низкий  - 6 чел.,                   высокий – 0 чел.,                            средний – 4чел.

Результаты диагностики тревожности в 6 группе средний возраст

 (V вида), продиагностировано 5 детей

уровень тревожности:     низкий  - 2 чел.      средний – 1ч. ,                    высокий – 2чел

Результаты диагностики тревожности  в 8 группе (V вида).

( после коррекц.работы)

уровень тревожности: низкий  - 8чел.,  высокий – 0 чел., средний – 2чел.

Результаты диагностики тревожности в 9 группе (IV вида) средний возраст, продиагностировано 10 чел.

( после коррекц.работы)

уровень тревожности: низкий  - 8чел.,  высокий – 0 чел., средний – 2чел.

Результаты диагностики тревожности в 6 группе средний возраст

 (V вида), продиагностировано 5 детей

( после коррекц.работы)

уровень тревожности:     низкий  - 3 чел.      средний – 1ч. ,                    высокий – 0 чел

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и коррекционную работу, а также дать рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам ГБОУ УСКНШДС.

Выводы.

Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. В следующем учебном году необходимо более глубже вести диагностическую работу по обследованию эмоционально- личностного развития детей и пополнить диагностический материал по данному направлению.

Коррекционно-развивающее направление

В  прошедшем учебном году проводилась как групповая, так и индивидуальная развивающая работа с воспитанниками обучающими.

В данном учебном году была продолжена работа  агрессивными, гиперактивными, застенчивыми и тревожными дошкольниками.  С педагогами и родителями проводились индивидуальные консультации,  круглые столы, практические рекомендации по работе, общению с «проблемными » дошкольниками.

С детьми среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста в течение года проводились занятия коррекционной направленности.  В данном учебном году особое внимание уделялось на коррекцию эмоционального мира дошкольников, поэтому были организованы тренинговые занятия по курсу «Давай познакомимся» проводились в 5, 6, 8, 9,10 группах.  С вновь поступившими детьми группы № 3 (со сложными нарушениями в развитии) проводились занятия по адаптации ребенка в ДОУ. С детьми подготовительных групп (8,10,11) проведены тренинговые занятия по подготовке детей к школе. С детьми группы № 12 для формирования и коррекции эмоционально – волевой   сферы  и личностных  особенностей   проводился курс занятий « Я и мои эмоции». С учащимися 1А,1Б, 2 классов по  1 часу в неделю были проведены коррекционные занятия. В течение всего учебного года  для  детей всех групп организовывались занятии в сенсорной комнате. А так же проводились  индивидуальные занятия.

 Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • коррекция эмоционального состояния;
  • работа со стрессовыми состояниями;
  • работа с агрессией;
  • работа со страхами;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие уверенности в себе;

 

Проведено:

3группа -  74 занятия

5 группа- 70 занятий

6группа -136 занятий (68 занятий в средней группе и 68 занятий в старшей группе)

8 группа – 146 занятий (70 занятий в старшей группе, 46 занятий в подготовительной группе в сенсорной комнате и 30 занятий по подготовке к школе)

9 группа -  136 занятий (2 подгруппы), 68 занятий в средней группе и 68 занятий в старшей группе)

10 группа –140 занятий (70 занятий в старшей группе, 39 занятий в подготовительной группе в сенсорной к и 5 часов на диагностику омнате и 31 занятие по подготовке к школе)

11 группа – 65 занятий, из    них 26 по подготовке к обучению в школе.

12 группа – 66 занятий

1А класс- 23 занятий и 5 часов на диагностику

1Б класс – 26занятий и 5 часов на диагностику

2 класс – 28 занятий.  и 3 часа на диагностику

Работа по коррекционно-развивающему направлению ведется по материалам и рекомендациям:

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/Крюкова С.В. , Слободяник Н.П..

Чистякова М.И. Психогимнастика.

Пазухина И.А. Давай познакомимся! Трениновое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников.

Пазухина И.А. Давай поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет.- СПб: Детство - пресс»,2005.

Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008.

 Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду.-М.: Книголюб,2011г.

Катаева Л.И.Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб, 2008.

 Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет .Учитель: 2009.

Развитие эмоционального мира детей. / Кряжева Н.Л

От рождения до школы . Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.,  М.А. Васильевой.

Колос Г.Г. сенсорная комната в дошкольном учреждении : Практические рекомендации.

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате

Выводы.

 Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно положительной, опираясь на отзывы родителей, воспитателей и учителей.  Но необходимо в будущем году составить адаптированные программы для всех категорий детей с ОВЗ

 

В течение года оформляла  характеристики детям на ПМПК, и 22 характеристики детям на прохождение ВТЭК,  на консультации  невропатологу, психоневрологу. Просветительское и  профилактическое (методическое) направление:

Дата

Место проведения

Тема

Контингент

Кол-во

1

18.09.2014

ГБОУ УСКНШДС

Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

педагоги

43 чел.

2

Ноябрь

ГБОУ УСКНШДС

1Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей

Консультации по подготовке ребёнка к школе.

 

педагоги

6чел.

3

Январь

ГБОУ УСКНШДС

1. Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога"

Стили педагогического общения.

педагоги

35чел.

4

Март.

педсовет

ГБОУ УСКНШДС

Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы деятельности дошкольников.

педагоги

43чел.

5

Апрель

ГБОУ УСКНШДС

Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога" Особенности общения воспитателя с детьми и коррекция эмоционального фона

педагоги

24чел

6

27.05.2015

ГБОУ УСК НШДС

Улыбка малыша в период адаптации

Педагоги

6чел

7

сентябрь

ГБОУ УСК НШДС

Наглядная стендовая информация

Как помочь ребёнку адаптироваться к УСКНШДС

Родители

1,2 групп

20чел

8

октябрь

ГБОУ УСК НШДС

Наглядная стендовая информация

Психологические особенности возраста. Развитие любознательности у детей

 

Родители

5, 6, 9групп

25чел

9

ноябрь

ГБОУ УСК НШДС

Наглядная стендовая информация

Как надо вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса.

Родители

12группы

13чел

10

январь

ГБОУ УСК НШДС

Наглядная стендовая информация    Психологическая подготовка к обучению в школе

Родители

11,8,10 групп

29чел

11

январь

ГБОУ УСК НШДС

Наглядная стендовая информация:

Основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Родители

5группа

7чел

12

апрель

ГБОУ УСК НШДС

Наглядная стендовая информация:

Бранные слова

 Я воспитываю ребенка одна.

Родители

1А,1Б,2.

29чел

 

 

Было организованно и проведено 4 заседания клуба «Молодой родитель

Дата

Место проведения

Тема

Категория

участников

Группа

Кол-во (чел)

 

 26.11.2014г

ГБОУ

УСК

НШДС

Межличностные отношения в семье.

 

 

родители

3,9

15ч

 

18.12.2014г

ГБОУ

УСК

НШДС

Развитие познавательных способностей у детей

родители

6,8

18ч.

 

26.02.2015г

ГБОУ

УСК

НШДС

Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания

сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф
сайт переехал по адресу: http://школаинтер.рф